Фабер навсегда

Христиан Вильгельм фон Фабер дю Фор
Христиан Вильгельм фон Фабер дю Фор (1780-1857)

В 2016 году, согласно жизнеописанию Христиана Вильгельма фон Фабера дю Фора, исполняется 200 лет началу триумфального шествия по планете произведений этого знаменитого немецкого художника.  

Карандашные и чернильные наброски, имевшие статус дневниковых для личного пользования, доработанные к товарному виду благодаря штуттгартскому  издателю Аутенриту, наполнили альбомы литографий, насчитывающих в максимальной комплектации до ста листов. Альбомы эти, недешевые, пользовались большим успехом у титулованных особ. А для вюртембергского короля по собственным эскизам Фабер изготовил коллекцию акварелей, которая хранится ныне в Баварском музее армии г. Ингольштадт (Германия).

Со временем альбом литографий Фабера дю Фора неоднократно переиздавался в разных странах, а развитие полиграфии размножило его произведения миллионными тиражами.

Исследователи творчества Фабера дю Фора сходятся во мнении, что оно имеет и художественное, и историческое значение. Не зря его труды сравнивают с работой военного корреспондента, и когда — в до фотографическую эпоху!

dufaur3_200pxВот почему в рисунки мастера всматривается множество людей — от специалистов до простых любителей. Униформологи разглядывают детали обмундирования, историки сопоставляют изображения с ходом Русской кампании Наполеона, краеведы и краелюбы Беларуси, Смоленска и Москвы изучают родные их глазу пейзажи, рельефы и уцелевшие до наших дней строения и пытаются привязать рисунки к месту, с которого они делались.

dufaur1_200pxНесмотря на современное обилие иллюстративного материала "от Фабера" и "по Фаберу", следует иметь ввиду, что наибольшую ценность для специалистов, конечно же, представляют исходные наброски и зарисовки Фабера дю Фора, его собственноручные акварели и прижизненные литографии, часть из которых, по утверждению исследователей наследия мастера, он изготовил лично.

Особенный интерес для российских любителей и профессионалов истории представляет альбом раскрашенных литографий из собрания Российской национальной библиотеки.
Blätter aus meinem Portefeuille, im Laufe des Feldzugs 1812 in Russland, an Ort und Stelle gezeichnet von C. W. v. Faber du Faur,und mit erläuternden Andeutungen begleitet von F. v. Kausler. - Stuttgart, 1831-1843.
Ссылка на оцифрованный альбом.

Сокровищница оригиналов работ Фабера распределена по миру следующим образом.

  • Альбом с оригинальными эскизами: военная коллекция Энн С. К. Браун, Библиотека Джона Хея, Брауновский университет г. Провиденс, штат Род-Айленд, США. — cсылка на коллекцию в цифровом виде.
  • Несколько работ Фабера дю Фора в категории эстамп/рисунок:  Государственное графическое собрание (Мюнхен) — cсылка на сайт музея.
  • Акварели, посвященные походу в Россию: Баварский музей армии г. Ингольштадт (Германия) — ссылка  на коллекцию в цифровом виде.

Комментарий Игоря Долгова, «Мастерская Vanderhoff»

Меня восхищают его работы. Но что касается альбома "Листы из моего портфеля, сделанные во время... и т. д. и т. п.", к сожалению, этот "портфель", о котором упоминает Фабер, был полностью утерян вместе с его содержимым при отступлении из России, о чем сам художник не раз напоминал. Какими материалами он пользовался в дальнейшем?.. Думаю, ничего сложного здесь нет. Поэтому на его рисунках очень много того, чего не было в 1812 году. Я имею в виду униформу солдат Великой Армии. У него очень много вещей, которые носили в 1830-е годы, именно тогда, когда он создавал серию рисунков, а по ним сделали литографии.

Такая же история и с другим знаменитым художником — вестфальским унтер-офицером Самуэлем Хало, который до 1812 года успел опубликовать свои акварели по Великой Армии. Будучи участником Русского похода, он ежедневно делал зарисовки солдат ВА, но, в отличие от Фабера, он не только их потом растерял также при отступлении, но и сам погиб...

Вот кто действительно выступил "фотографом" того времени, так это Альбрехт Адам. Ему повезло, так как все эскизы до одного, сделанные с натуры, он привез домой, потому что Евгений Богарнэ, предвидя тяжелое отступление, отправил его с багажом обратно в Италию. В результате все рисунки Адама превратились в уникальную информацию по униформе ВА в 1812 г., в отличие от Фабера...


Портрет художника — Faber du Faur Ch.W. v. Материалы из альбома художника (de, fr). Российская национальная библиотека. Докусфера (2010).

Все ссылки этой страницы и другие ссылки на материалы по теме находятся в разделе  «Фабер дю Фор, Христиан Вильгельм фон» свободной энциклопедии ВикипедиЯ.

Фабер навсегда: 1 комментарий

  1. Smolensk1812

    На страницах раздела "Глазами художника" заменены изображения рисунков Фабера дю Фора на цифровые копии с листов из альбома раскрашенных литографий 1831-1843. Названия исправлены на оригинальные.
    Перед Смоленском 16 августа 1812 года
    Перед Смоленском 17 августа 1812 года, 10 часов вечера
    Перед Смоленском 18 августа 1812 года, 5 часов утра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *