Мурзакевич Иоанн Никифорович (1800-1867) — сын смоленского священника Никифора Адриановича Мурзакевича, автора «Истории губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 года». С 1824 года священник в 22-м егерском полку, потом был переведен в Глуховский кирасирский полк. За особые заслуги награжден титулом протоиерея и наперсным золотым крестом. Похоронен в Смоленске на Окопном кладбище недалеко от могилы своего отца.
Жизнеописание (история) священника Никифора Адриановича Мурзакевича, автора «Истории города Смоленска».
Составлено сыном его, протоиереем Иоанном Мурзакевичем. В селении Маньковке 1856 года октября 15 дня.
Смоленская Старина. Выпуск второй. 1812-1912. Юбилейное издание Смоленской Ученой Архивной Комиссии. Под редакцией Правителя Дел П. В. Михайлова и Члена Правления Н.Н. Редкова. Смоленск. Типография П. А. Силина. 1912.
Государственная публичная историческая библиотека России. Электронная библиотека ГПИБ.
/ с. 173-226 /
Примечание.
1 - В квадратные скобки взяты слова, прибавленные издателем для смысла.
Примечание.
2 - В дневнике Н. А. Мурзакевича под 1787 г. записано: «Генварь, 12. Государыня Екатерина ИИ прибыла в Смоленск в 8 часов вечера». Свящ. Н. А. Мурзакевич. История г. Смоленска. Приложение, стр. 48.
Примечание.
3 - Однако издателю удалось найти в архиве Консистории «Дело по испрошению Смоленской Одигитриевской церкви священно- и церковнослужителей и прихожан о произведении к этой церкви диакона Никифора Мурзакевича во священника», № 152/539, вступило 13 апреля 1804 г., решено 2 июня 1804 г., на 9 листах (которые все помечены 1804 г.), из которого, между прочим, видно, что Н. А. Мурзакевич из синтаксического класса семинарии был определен во псаломщика Дорогобужской соборной церкви, затем переведен псаломщиком же к Воротней Рождественской г. Смоленска церкви, 19 сент. 1792 г. сделан штатным архиерейским иподиаконом, 13 авг. 1794 г. — диаконом и, наконец, «означенный диакон Никифор Мурзакевич Преосвященнейшему Димитрию, епископу Смоленскому и Дорогобужскому для рукопололожения во иерея был представлен, и Его Преосвященством он, Никифор, в домовой Его Преосвященства Апостольской церкви апреля 16 дня 1804 г. во иерея к Смоленской Одигитриевской церкви рукоположен». Интересно, что и в дневнике самого Н. А. Мурзакевича та же ошибка: «1803 год. Апрель, 16. Рукоположен во священника в Одигитриевский приход, что на «верхнем рынке». Св. Н. А Мурзакевич. История г. Смоленска. Приложение, стр. 52. Дата 1803 требует исправления также и в работах И. И. Орловского.
Примечание.
4 - В черновике этот факт изложен в ином освещении: «В награду же за столь полезный труд, обративший на себя внимание граждан города, Преосвященный предложил священническое место при градской Смоленской Одигитриевской церкви и рукоположил из диаконов во священники 1803 года в субботу Лазарева Воскресения».
Примечание.
5 - В черновике прибавлено: «ассигнациями», и указана дата: «в 1804 году».
Примечание.
6 - В черновике прибавлено: «деревянный, против своей приходской церкви, а тем самым успокоил себя и мать нашу и свое семейство, состоявшее в 1810 году из 4 сыновей и 3 дочерей».
Примечание.
7 - В черновике прибавлено: «Но я умолчу об них, потому что лицо, питавшее неприязнь, принадлежало к высшему званию и сану».
Примечание.
8 - В черновике: «В 1808 году, когда Кадетский Корпус был переведен из города Гродно в Смоленск в отстроенное огромное здание».
Примечание.
9 - В черновике прибавлено: «но и за это было некоторыми особами оговорено, что себя Никифор Мурзакевич выставляет во всем высоко».
Примечание.
10 - В черновике: «с 1809 года по 1812 год».
Примечание.
11 - В черновике в начале этого абзаца стоит: «Наконец, наступил и знаменитый, и вместе бедственный 1812 год, со всеми [его] ужасами и страданиями».
Примечание.
12 - В черновике место, начиная со слов: "Потеря любимой жены"... изложено подробнее: "Этот день был горестный для нас, а для отца несчастный. С лишением любимой матери мы видели большую перемену в нашем отце: он сделался задумчив и строг к нам, когда мы при жизни ее видели [его] всегда веселым и заступником перед нашею любимою матушкою, которая была в доме у нас первою попечительницею и вместе за шалости взыскивала с нас строго; а отец больше ничего не знал, как только ласкать нас. Итак, 1812 год, памятный для всех , и нам оставил горестные напоминания".
Примечание.
13 - В черновике прибавлено: «и как помню, и мы плакали и ожидали бедствий».
Примечание.
14 - В черновике прибавлено: «Во время проезду 9-го июля Императора Александра из Витебска через Смоленск в Москву, отцу нашему от начальства духовного препоручено было стоять против своей приходской церкви с крестом и облаченным для встречи обожаемого государя».
Примечание.
15 - В черновике эта смена настроений выражена подробнее: «Этот проезд Императора на некоторое время успокоил жителей города; но с отбытием его на другой день — все опять пришли в уныние. Начали формировать ополчения; все жители пришли в движение. Вот слышно стало, что Наполеон занял Вильну, потом [что] уже и Витебск занят, а наши войска отступают.
Примечание.
16 - В черновике сцена роспуска учеников и душевное состояние Н. А. Мурзакевича переданы живее: «наши нежные голоса тронули до слез нашего учителя: [он] попрощался с нами, и мы, заплакавши, вышли из класса. Грусть и тоска проникла в наши беззаботные отроческие сердца. Мы стали прислушиваться и смотреть в глаза отцу. Задумчивое лицо, недостаточность состояния, чтобы снарядиться к выезду из города, нас восьмеро, а с бабушкой девять душ; так им образом забота о спасении и выезд из города совершенно был для нас невозможен».
Примечание.
17 - В черновике прибавлено: «но этот праздник уже не с прежнею радостью был нами отправляем: Преосвященный Ириней служил в Соборе, а в Одигитриевской церкви был приглашен служить заштатный архимандрит Щировский, старик твердого, благочестивого характера».
Примечание.
18 - В черновике этот эпизод, рассказанный более подробно, отнесен к 2 августа. См. прим. 22. У И. И. Орловского (статья в Истор. Вестн.) этот священник назван Левицким.
Примечание.
19 - В черновике подробности: «Все войска шли через город около Авраамиевского монастыря и мимо самой семинарии; целую ночь играла музыка, и нам спросонья была слышна и своею гармониею наш детский слух услаждала».
Примечание.
20 - В черновике подробнее: «31 числа служил в Успенском Соборе молебен Преосвященный Ириней, чтобы Господь Бог помог нашим одолеть врага; все духовенство городское и остатки жителей присутствовали при том. Вот наш город несколько успокоился: надежда на Бога и [на] пламенное усердие наших войск ободрила нас». В дневнике самого Н. А. Мурзакевича даты выступления нашей армии к Рудне и молебствий указаны другие. См. История г. Смоленска, Приложение, стр. 57. То же и у приведенных в библиографии историков.
Примечание.
21 - В черновике подробнее: «все священники возвратились в мокрых ризах, до того, что текло из них; но Преосвященный с иконою Божией Матери шли под зонтом большого размера, и только он и не был облит дождем».
Примечание.
22 - В черновике опустение города и положение Н. А. Мурзакевича изображены обстоятельнее: «Тоска и ожидание сильного сражения нас ужасали; город опустел: кто мог выезжать, тот выбирался; а наш батюшка не мог тронуться с места, не имея ни лошадей, ни денег. Только успел упросить совяка своего, полкового священника Иоанна Богородицкого, взять старшую дочь александру и сына старшего Илию, чтобы доставил в город Вязьму тоже к свояку, соборному священнику Симону, в возмездие за то, что его сын у нас содержался, когда учился в семинарии; а мы — сестры Елена и Екатерина, братья Константин, Иван и малолетний Николай 6 лет и престарелая бабушка — должны были оставаться в Смоленске».
Примечание.
23 - В черновике: «в десяти верстах от города, в селении Новом Дворе».
Примечание.
24 - В черновике прибавлено: «остатки благочестивых прихожан говели, чтобы приобщиться 6 августа, в день Преображения Христова». Кроме того, как видно из обоих текстов, 3 августа падало на субботу (хотя полагаться на твердость хронологии автора нельзя).
Примечание.
25 - В черновике прибавлено: «с Королевской крепости».
Примечание.
26 - В черновике прибавлено: «а я только высматривал против церкви, как везли тяжело раненых, а легко раненые по одному и по два шли сами, опираясь на ружья».
Примечание.
27 - В черновике важные подробности: «и обходил вокруг города с иконою и крестом, окроплял святою водою сражавшихся и исповедывал и приобщил несколько тяжело раненых».
Примечание.
28 - В черновике рассказано про последствия этого подвига: «Генерал Паскевич, в то время бывший со своею 26 дивизией на Королевской Крепости, записал его, но впоследствии времени никакой награды не последовало; и [за] этот подвиг самоотвержения — впоследствии, когда Паскевич, после заграничного похода, возвратился с 2-ою гренадерскою дивизиею [и] дал свидетельство отцу, что он окроплял войска, исповедывал и приобщал раненых, — и за это в 1818 году октября 27 дня получил скуфию: тем его подвиг только и награжден». Текст свидетельства, о котором упоминает автор, и ходатайства генерала И. Ф. Паскевича перед епископом Смоленским Иоасафом о награждении Н. А. Мурзакевича за подвиг 4 августа 1812 г. приведены в книге, указанной в библиографии под цифрой 1. Скуфья, о которой так пренебрежительноотзывается автор, была тогда, по словам И. И. Орловского, высшей наградой духовенства.
Примечание.
29 - В черновике интересная подробность: «брат нес за отцом воду; и когда ему какой-то раненый офицер дал ружье убитого солдата, он с таким восторгом принес его домой, что мы все были удивлены его воинственному духу. Батюшка более трех часов обходил город и окроплял ряды солдат св. водою, а раненых исповедывал и приобщал, так что у него не стало Св. Даров».
Примечание.
30 - В черновике: «кладбищенская Всех Святых церковь за соляными амбарами»…
Примечание.
31 - В черновике: «этот поджог сделан нашими войсками, чтобы остановить стремление войск французских».
Примечание.
32 - В черновике подробности: «и только с Покровской горы и около так называемого Окопа, где находится за Днепром церковь кладбищенская Гурьевская, видна и слышна была наших войск пальба из пушек».
Примечание.
33 - В черновике возвращение Н. А. Мурзакевича и поведение детей изложено более подробно: «Он сел на кресло, облокотившись на стол, бледный, молчаливый; более часа сидел, никому ничего не говоря; а мы беспрестанно то один, то другой выходили на возвышенные места и даже на колокольню своей Одигитриевской церкви, как вдруг мимо самой колокольни пролетело ядро, и мы, как воробьи, рассыпались и сошли вниз».
Примечание.
34 - В черновике в этом месте прибавлено: «Мы все, его дети, были в церкви, из дверей смотрели, как вся Молоховская церковь запылала, видели, как в дома опустелые летали брандскугели, и зажигались дома нашего прихода».
Примечание.
35 - В черновике прибавлено: «как готовящегося к принятию Св. Таин в день Преображения».
Примечание.
36 - В черновике рассказан лишний эпизод: «Вдруг в это время страшная пальба сделалась в Молоховских воротах; громкое «ура!» и затем залпы артиллерии привели нас в отчаяние, и слышим, что французы ворвались в город. Но через несколько минут видим, что три солдата идут, как один из них падает от пушечного ядра: дым столбом пошел от убитого. Потом видим, что четыре пушки везут с пятью только артиллеристами; несколько из них подошли к церкви, чтобы дали [им] напиться, и от них-то мы узнали, что французы отбиты и прогнаны из города».
Примечание.
37 - В черновике точнее: «Усиленные ее просьбы на время заставили [его] призадуматься. Но страшная пальба, бомбы, ядра и ружейные пули усилившиеся, с четырех часов стали усиленно падать. Мы стали кричать: «Батюшка, уйдем из города, нас побъют!».
Примечание.
38 - В черновике мотивы решения остаться в городе изложены полнее: «Собор был отперт; в дверях, видим, стоит престарелый священник, отец Василий Щировский. Этот священник и остановил батюшку и сказал, что все равно мы далеко не уйдем от города и по малолетству нашему на пяти верстах ослабеем и попадемся французам; а лучше оставаться здесь, в Соборе, который безопасен был в то время от выстрелов, и ожидать, что Бог даст; притом же в Соборе столько есть мест, где можно укрыться от французов. Батюшка послушался его доброго совета».
Примечание.
39 - В черновике эпизод выноса иконы рассказан с некоторыми подробностями: «К 8-ми часам изредка стала слышна пальба, как слышим в то время, что в Благовещенской церкви звонят во все колокола. Тут мы узнали, что за иконою Божией Матери, предназначенной стоять в отстраивающейся церкви, что над Днепровскими воротами, прислал главнокомандующий 2-ою армиею Багратион полковника артиллерийского. И во время выноса, по отпении молебна на Днепровском мосту, она взята в армию. Приходит иеромонах Амвросий и все нам подробно рассказал».
Примечание.
40 - В черновике прибавлено: «С этим известием мы обмерли от страха: нам вообразилось, что неприятель будет резать и убивать нас, как [в] былые татарские и литовские времена».
Примечание.
41 - В черновике рассказана необходимая для последующего изложения деталь: «Когда мы проходили по улице большой, то должны были пробираться между голов и ног какого-то Егерского полка, расположившегося по Соборной и Троицкой улице; но никто нам ни слова не сказал: сон и изнеможение их до того были, что на каменной мостовой спали многие беспробудно».
Примечание.
42 - В черновике иначе: «Солдаты все дома обыскивали, чтобы из съестного что достать: лавки и погреба все были опустошены».
Примечание.
43 - В черновике эпизод спасения церковного и своего имущества рассказан подробнее: «Когда я вошел с батюшкой в церковь, то многие женщины и старухи, оставшиеся после нас [в церкви], помогли отцу снять с образов оклады серебряные, вынести несколько сосудов и упрятать на печи церковной лучшую ризницу и сосуды церковные; все это делалось с чрезвычайною поспешностью, чтобы не помешали фрзнцузы. Но что могли сделать и унесть из церкви две-три женщины? Из дому своего мы все ценное перенесли в Собор и запрятали на хорах и под крышею в темном месте; туда же посносили и церковные вещи».
Примечание.
44 - В черновике точнее: «Потом видно стало, что и французский батальон по Соборной горе спускаться стал к Днепровским воротам: потом к Днепру подошли, отыскали мелкое место, разу лись и начали переходить через реку. В то время пламя на мосту усилилось, и им не удалось потушить огонь».
Примечание.
45 - В черновике эти военные действия описаны подробнее: «Вот наши стали входить в Петербургское предместье с криком «ура!», с выстрелами; батальон [французов], перебравшийся через Днепр, в сторону уклонился и в другую улицу; а наши подошли к так называемой Новой Крепости и, несколько сделавши залпов в город, стали на Воздвиженской улице и, засевши по домам и огородам, стреляли в французов, поместившихся по городской стене».
Примечание.
46 - В черновике детали: «Несколько пуль ружейных попало в соборное окно — тут мы [стояли на хорах] — и падали даже на крышу; а на ту беду батюшка приказал дочерям Елене и Екатерине запрятаться под крышею, и для них страшно было сидеть. К семи часам утра слышим усиленную пальбу; но мы были в то время в безопасном месте: заперлись себе в Соборе, запрятались на хоры, да и сидим; а французы как будто бы и позабыли о нас: не идут ни грабить, ни резать нас. Несколько человек пришло из города, и тогда мы услышали, что они грабить мастера, зато никого не режут и не убивают; вот наш детский страх и прошел: грабить-то уж пусть грабят, да только тем хорошо, что не будут убивать. А сражение идет своим чередом».
Примечание.
47 - В черновике подробнее: «Вот и батюшка сошел с хор в Собор и стал посмелее, а старик отец Василий и не прятался к нам на хоры, а все время расхаживал по церкви».
Примечание.
48 - В черновике прибавлено: «удивлялся огромности Собора и особенно великолепию иконостаса, позолоте и его резной работе».
Примечание.
49 - В черновике прибавлено: «А на другой день, 7 августа, был поставлен караул из старой Наполеоновской гвардии и занял себе места на амвоне, среди Собора, где обыкновенно облачают архиерея. Входили же в собор в шапках, шляпах, с собаками и трубками во рту».
Примечание.
50 - В черновике время занятия архиерейского дома Мюратом отнесено к 7 августа: «7 августа наши войска отступили от города... В этот день Мюрат занял архиерейский дом: итак, вся ризница и утварь, оставленная в кладовых, досталась прислуге Мюрата». В дневнике самого Н. А. Мурзакевича занятие архиерейского дома Мюратом записано под 6 августа. См. Ист. г. Смоленска. Прилож., стр. 60.
Примечание.
51 - В черновике подробнее: «Наступила ночь; и вот полки стали проходить с музыкою, барабанным боем . Эхо так громко отзывалось, что мешало нам спать во всю ночь».
Примечание.
52 - В черновике развитие пожара Смоленска изложено яснее: «В этот же день (по связи с текстом — 6 августа. Прим. ред.) с утра самого был зажжен заднепровский форштадт, и три прихода с их церквами Никольскою, Петропавловскою и Воздвиженскою — горели; пламя пожара так было сильно, что в четверти версты (в беловике выше — «в пятистах саженях». Прим. ред.) невозможно было стоять; вдобавок к этому нашего прихода вся улица Молоховская выгорела еще с 5 на 6 августа; а в ночи на 7 число остальные домы с лавками и товарами были подожжены, и до Вознесенского прихода все выгорело. Таким образом в течение суток более 1000 домов в городе выгорело».
Примечание.
53 - У С.П. Писарева (Памят. Кн. Г. Смоленска, стр. 67) и В.И. Грачева (Смоленск и его губер. В 1812 г., стр. 73) указана другая дата посещения Наполеоном Собора: 7 августа 1812 г.
Примечание.
54 - В черновике: «с каким-то мрачным видом посмотрел на бедных жителей, в беспорядке расположившихся в Соборе, и потом вышел».
Примечание.
55 - В черновике: «подходим, а у ворот стоит часовой и не пускает нас; кой-как, через пантомимы, дали знать одному человеку из прислуги, что отец – хозяин дома».
Примечание.
56 - В черновике прибавлено: «видим, что наши образа целы; из запасной муки ржаной новые хозяева пекут хлеб; наши куры и цыплята есть собственность дорогих наших приятелей французов. Осмотревши кой-как, мы опять вернулись в наше убежище — Собор».
Примечание.
57 - В черновике этот факт отнесен не к 9 августа (как нужно понимать в беловике, по связи с текстом), а к 11 августа.
Примечание.
58 - В черновике вторичное посещение дома опять помечено тремя днями позже, т.е. вместо 9 августа (как в беловике) отнесено к 12 августа.
Примечание.
59 - В черновике интересная картина состояния церкви: «Но к чести русского солдата нужно сказать: главный престол стоял на своем месте в одежде; занавесь цела на вратах царских; один солдат отдал отцу антиминс; все паникадила и подсвечники в целости стояли; сундук с ризами тоже не тронут. Только в придельной церкви Иоанна Воина престол был обнажен, и наши солдатики на нем расчинивали себе даваемую муку на хлеб и пекли [его] в придельной церкви богадельни».
Примечание.
60 - В черновике прибавлено: «и по выходе [пленных] два дня одним усердным прихожанином делалась очистка церкви придельной; но главный храм был чист и не осквернен».
Примечание.
61 - В черновике разговор этот изложен обстоятельнее: «Он о многом расспрашивал отца, и в особенности — отчего жители оставили город? И тогда объяснил отец, что невозможно в домах быть: и те, которые остались, вышли из домов и скрываются в Соборе; даже по улице небезопасно ходить от оскорблений и грабежа; наконец, напомнил ему, что французы, коснувшись церквей, который наш русский народ драгоценнее ценит отца и матери, тем наносит жителям жестокую скорбь, и что рано ли — поздно ли должно быть общее восстание, и что к этому уже есть воззвание, и русский народ по первому требованию весь вооружится, и ополчение Смоленское и Московское уже готово, и до ста тысяч уже для этого собрано. Это не понравилось Понятовскому: он отозвался, что в военное время трудно удержать солдат от грабежа».
Примечание.
62 - В черновике прочтение Наполеоновской прокламации отнесено не к 10, а к 11 августа. В дневнике самого Н.А. Мурзакевича под 13 августа записано: «Велено жителям выйти из Собора и разойтися по домам...» См. Ист. г. Смоленска. Приложение, стр. 62.
Примечание.
63 - В черновике: «12 числа, когда войска вышли и Мюрат очистил архиерейский дом, то кто-то из французов отыскал спрятанную утварь серебряную под Предтечевскою церковию...» Отсюда неясно, какого числа, 12 или раньше, очистил Мюрат архиерейский дом, а нахождение утвари отнесено к 12 августа; тогда как в беловике оба факта помечены 9 августа. В дневнике самого Н. А. Мурзакевича отъезд Мюрата из Смоленска записан под 8 августа. См. Ист. г. Смоленска. Приложение, стр. 61.
Примечание.
64 - В черновике число указано другое: «И того ж 12 августа...»
Примечание.
65 - В черновике: «но они помещены были у дверей».
Примечание.
66 - В черновике опять более поздняя дата: «13 августа не был заметен ничем».
Примечание.
67 - В черновике прибавлено: «Жители, собравшиеся в Соборе, питались, за недостатком хлеба, яблоками, дулями и грушами, в чрезвычайном изобилии родившимися в архиерейском саду».
Примечание.
68 - См. прим. 60. В дневнике самого Н. А. Мурзакевича под 12 августа записано: «Выехал Наполеон из города, за ним и гвардия. В моем доме живший гвардейский генерал Легранж, также». См. Ист. г. Смоленска. Приложение, стр. 62.
Примечание.
69 - В черновике относительно служб в Соборе прибавлено: «да и с самого занятия французами во дни воскресные были отправляемы только часы до дня выхода из Смоленска французов».
Примечание.
70 - В черновике прибавлено: «и тогда все жизненные предметы можно было доставать по сходным ценам». Муниципалитет учрежден был 15 августа.
Примечание.
71 - В черновике прибавлено: «хотя и были разбиты стекла в церкви, но в алтаре починены, и потому возможно было отправлять литургию».
Примечание.
72 - См. прим. 59.
Примечание.
73 - В черновике подробнее: «вода в реке и колодезях была заражена французами, которые кидали все гадости, и даже дохлых лошадей, в реку».
Примечание.
74 - В черновике прибавлено: «этот понос продолжался во все время занятия города французами, и по выходе (их) из Смоленска сестра наша Екатерина 10 ноября умерла. Таким образом протек сентябрь. Мы слышали, что было сильное сражение под Можайском; потом узнали, что москва занята, и жители совершенно были уверены, что наш город совершенно подпал под владычество Франции». Смерть и погребение матери Н. А. Мурзакевича записаны неясно в его дневнике под 10 сентября, а дочери Екатерины — под 11 ноября. См. История г. Смоленска. приложение, стр. 64 и прим. На 68.
Примечание.
75 - В черновике прибавлено: «и для сплава в низовые губернии, скудные лесом». Постройка моста французами в дневнике самого Н. А. Мурзакевича записана под 8 августа. См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 61.
Примечание.
76 - В черновике сказано: «в сентябре месяце»…
Примечание.
77 - В черновике подробнее: «Королевская крепость, Молоховский и Шеин бастион были по правилам фортификационным уравнены и возвышены»…
Примечание.
78 - В черновике прибавлено: «для переделки на пушки». В дневнике самого Н. А. Мурзакевича попытка французов снять колокола с Одигитриевской церкви записана под 20 августа. См. История г. Смоленска. Прилож., стр.63.
Примечание.
79 - В черновике несколько иначе: «и в нашем приходе около самой церкви сгорело три дома…». В дневнике самого Н. А. Мурзакевича под 26 октября записано: «Сгорел у Одигитрии каменный дом П. Головкина». См. Ист. г. Смоленска. Прилож., стр.66.
Примечание.
80 - В черновике прибавлено: «Мы, вставая утром, должны были благодарить Бога, что наш дом цел».
Примечание.
81 - Над текстом беловика в начале этой фразы прибавка: «в один день»; может быть описанная тревога случилась однажды? В черновике к этой фразе прибавлено: «и здесь-то мы узнали ничтожность духа французов, которые приходили в тревогу от какого-нибудь казака».
Примечание.
82 - В черновике: «вздумали крестьяне Энгельгардта тоже не работать и причинять ему грубости».
Примечание.
83 - В черновике прибавлено: «в Поречском уезде»…
Примечание.
84 - В черновике: «Казачьи нагайки образумили мужичков, что русский помещик все таки пан, хотя и заняли французы Смоленск и Москву».
Примечание.
85 - В черновике прибавлено: «с доносом».
Примечание.
86 - В черновике иначе: «Энгельгардт, более ожесточившись на крестьян, несколько человек наказал, а доносчиков жестоко».
Примечание.
87 - В черновике просто: «Те же доносчики вторично пришли к коменданту Смоленскому и оговорили, что их господин заставляет бить французов».
Примечание.
88 - В черновике по поводу этого расследования есть соображения автора: «Тот (комендант) послал осведомиться, и точно: на указанном месте отрыли два трупа нагих. Были ли это трупы французские, или другого рода людей, - до сих пор не открыто; только французы уверились, что эти трупы должны быть их соборатий, мародеров, шлявшихся по деревням для грабежа. Можно наверное предполагать, что трупы были французские, убитые казаками, но не мирным помещиком, и эти трупы, вероятно, подкинуты, чтобы погубить помещика. Команда посланная, видя эти трупы, как явную улику преступления, взяли Энгельгардта в том виде, как он был; привели с завязанными руками в город и посадили под арест»…
Примечание.
89 - В черновике: «в нижнем этаже, где также несколько сидело Рославльских мещан, пойманные французами с оружием».
Примечание.
90 - В черновике: «и несколько из столового серебра, скрытого им в пруде его имения». Автор ошибается: разстреляние Энгельгардта было 15 октября. См. указанные в библиографии работы С. П. Писарева и И. И. Орловского и отдел настоящего сборника «смоленские партизаны в 1812 году».
Примечание.
91 - В черновике прибавлено: «подполковник польских войск, и знавший Энгельгардта еще до войны».
Примечание.
92 - В черновике этот эпизод рассказан так: «подполковник, пришедший с нами к Энгельгардту, стал утешать его, и когда отошел в сторону офицер конвойный, то польский подполковник вынул из кармана бутылку с водкою, стал принуждать его выпить, но Энгельгардт не хотел; тот насильно ему ко рту приставил бутылку, и Энгельгардт в смущении несколько проглотил, чему батюшка сильно противился. Этот глоток водки сильно подействовал на Энгельгардта, потому что два дня ничего не ел».
Примечание.
93 - В черновике: «всю дорогу ничего с батюшкою не говорил, шел с поникшею головою и с заложенными назад руками».
Примечание.
94 - В черновике точнее: «спустившись в низменную часть ложбины, пролегавшей около стены, команда поставила Энгельгардта против взвода, с стоящими около него четырьмя солдатами».
Примечание.
95 - В черновике сцена чтения приговора изображена сильнее: «Тут вышел какой-то офицер и начал читать приговор на французском языке: но Энгельгардт тоже на французском отвечал, и видна была его неустрашимость: голос был тверд и громок, так что приговора читанного никто не мог слышать. Когда кончилось чтение приговора, подходит к нему один солдат, чтобы завязать глаза; но он оттолкнул его и сказал: «Я хочу видеть, как меня будут убивать!»
Примечание.
96 - В черновике: «шпагою».
Примечание.
97 - В черновике живее: «Я — кричать, а французы смеются».
Примечание.
98 - В черновике прибавлено: «Вот как случилась смерть человеку, совершенно невинному! Те же люди, которые доносили ложно, впоследствии, папавшись в краже лошадей, были сосланы в Сибирь, и Божие Провидение наказало клеветников».
Примечание.
99 - Считаем необходимым привести из черновика место об «измене» Н. А. Мурзакевича полностью: «Священник отец Василий Щировский умер в конце сентября от кровавого поноса. Его отпевал в Успенском Кафедральном соборе архимандрит Амвросий с оставшимся духовенством; погребен против алтаря на правой стороне. Но когда стали выходить из Собора, то по общему убежеднию архимандрита и священников отцу вручили ключи от Собора, с тем, чтобы он имел наблюдение. Но как в ризнице соборной было складено серебро и утварь Воротней Божией Матери, и ключи от ризницы тоже были у батюшки, то и французское начальство, когда нужно было им идти в ризницу для каких-то поделок, то требовали отца, но самого не впускали в ризницу. В конце октября месяца губернатор через коменданта требовал, чтобы ключи были отданы какому-то чиновнику, но отец отговорился, что этого нельзя сделать; и потом его требовали и хотели взять под арест. Узнавши об этом от коменданта, батюшка пошел к губернатору и едва упросил, чтобы избавить его; на что губернатор сказал, что одно только и может его спасти от заслуженного наказания, если он отдаст ключи. Батюшка должен был отдать. И вместе с тем [губернатор] приказал, чтобы все священники встретили Наполеона, когда он будет въезжать в город, с угрозою, что иначе Собор будет взорван. Батюшка переговорил об этом с архимандритом; тот сказал, что он не может этого сделать по слабости здоровья, а Спасский священник и Ильинской церкви протоиерей Поликарп согласился. И таким образом — помню, это было в воскресенье, после отправления часов в Соборе — они вышли к Днепровским воротам; но как было холодно, то вошли в церковь Божией Матери, которая была занята мукою и кулями провианта, но алтарь не был занят. Прождавши до вечера, мы разошлись, и таким образом не случилось быть затеянной встрече Наполеону. На другой день, т. е. 29 октября, я шел с батюшкой и нес ризы. На большой дороге, против гауптвахты, нам дают знать, что Наполеон идет. Батюшка второпях надел епитрахиль и поднес ему просфору. Наполеон остановился, посмотрел в лицо ему и спросил по-русски: «Ты поп?» и взял просфору и отдал одному из своей свиты. Тем встреча и кончилась, но впоследствии имела бедственные для отца последствия». Что же касается до того, какого именно числа сосотоялась встреча Наполеона Н. А. Мурзакевичем, то печатаемая биография погрешает, определяя это число, и в беловике, и в черновике. Встреча была не 29 (неудавшаяся, у Днепровских ворот) и 30 (не доходя Троицкого монастыря), как показывает беловик, и не 28 и 29, как показывает черновик: она была 27 (неудавшаяся) и 28 (около Троицкого монастыря), каковые числа даются и дневником самого Н. А. Мурзакевича; известно также, что Наполеон вернулся в Смоленск 28 октября. Что же касается слов автора: «аомню, это было в воскресенье, после отправления часов в Соборе», — то его ссылки на дни недели вообще спутаны и вряд ли верны: см., напр., примеч. 2, 3, 10, 18, 20, 24, 50, 53, 57, 58, 62, 63, 64, 66, 68, 70, 74, 76, 78, 90, 103, 106, 118, 121, 123, 124, 125. Смерть и погребение В. Щировского в дневнике самого Н. А. Мурзакевича записаны под 2 октября. См. Ист. гор. Смоленска. прил., стр. 65. Обстоятельства, предшествовавшие встрече Наполеона, и самая встреча иначе и, конечно, более верно описаны в дневнике самого Н. А. Мурзакевича. См. Ист. гор. Смоленска. Прил., стр. 65-66.
Примечание.
100 - В черновике: «Все дороги, домы, улицы и проулки битком были набиты».
Примечание.
101 - Слово это в рукописи написано весьма неразборчиво, тк что нельзя ручаться за верное чтение «венчики».
Примечание.
102 - В черновике прибавлено: «Батюшка заблаговременно, еще в сентябре, купил три куля муки пшеничной, и тем мы избавились от голодной смерти».
Примечание.
103 - Ср. Н. А. Мурзакевич. Ист. г. Смоленска. приложение, стр. 66-67. С. П. Писарев. Памят. Книга г. Смоленска, стр. 76. См. прим. 111.
Примечание.
104 - В черновике прибавлено: «и поместились в двух остальных комнатах, и мы должны были пометиться в одной комнате».
Примечание.
105 - В черновике: «кой-что перенес в церковь».
Примечание.
106 - В рукописи здесь явно неверно поставлено вместо 3 числа 4-е (см. рассказ дальше). В рукописи самого Н. А. Мурзакевича его избиение поляками записано под 30 октября. См. Ист. г. Смоленска. Прилож., стр. 66.
Примечание.
107 - В черновике прибавлено: «видя, что три польских улана обдирают иконы…»
Примечание.
108 - В черновике: «если бы не отворил я дверей…»
Примечание.
109 - В черновике прибавлено: «думая, чтобы не сделано было ей какого бесчестия…».
Примечание.
110 - В черновике прибавлено: «и еще одно семейство бесприютное».
Примечание.
111 - В черновике прибавлено: «Платов с казаками и пехотою делали нападение на город». См. прим. 103.
Примечание.
112 - В черновике прибавлено: «Но в эту ночь наши производили пальбу в угловую башню, что против Богословской церкви, и сделали пролом».
Примечание.
113 - В черновике иначе: «Мы туда стали стучать, как слышим страшный треск вдали от нас; и от этого только страшного звука могли проснуться находившиеся в Консистории. Нам отворили двери, и мы взошли в страхе. И не более четверти часа прошло, как еще сильнее произошел треск, потом и еще, и так до семи раз. Это происходило от взрыва башен, так что мы думали здание Консистории развалится; и мы все закричали от страха, чувствуя, что все здание тряслось. Таким образом вся ночь нами проведена без сна». Ср. Ист. гор. Смоленска. Прилож., стр. 67.
Примечание.
114 - В черновике подробнее: «Входим в дом — все двери растворены, имущество все растащено, и чтобыло запрятано в нашей церкви — большая часть расхищено: несколько белья и платья только осталось».
Примечание.
115 - В черновике: «эти остатки мародеров были забраны вступившею сотнею казаков».
Примечание.
116 - Здесь оканчивается беловик; далее идет содержание черновика. См. вступит. замечание, стр. 175.
Примечание.
117 - 10 ноября.
Примечание.
118 - В дневнике самого Н. А. Мурзакевича этот поджог записан под 4 ноября, а занятие города русскими войсками — под 5 ноября (см. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 67); тогда как у автора, повидимому, наоборот: занятие города русскими войсками приходится на 4 ноября, а поджог архиейрейского дома — на 5 ноября.
Примечание.
119 - По дневнику Н. А. Мурзакевича — с 17 ноября, через арестантов. См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 68.
Примечание.
120 - В дневнике Н. А. Мурзакевича под 19 декабря записано: «Приехали: архиепископ Рязанский Феофилакт, член Синода, и преосвященный: Смоленский Ириней». См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 68. Тут же начало дела об «измене» Н. А. Мурзакевич объясняет доносом прот. Васильева. О процессе Н. А. Мурзакевича см. вообще там же, стр. 68-70, и печатаемое ниже «Дело».
Примечание.
121 - По дневнику Н. А. Мурзакевича — в январе. См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 69.
Примечание.
122 - По дневнику Н. А. Мурзакевича — 5 августа, а 13 уехал. См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 69.
Примечание.
123 - В дневнике Н. А. Мурзакевича под 31 мая 1816 года записано: «Днепровский деревянный мост, недавно построенный, ночью провалился по средине…» См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 71.
Примечание.
124 - В дневнике Н. А. Мурзакевича проезд В. К. Николая Павловича верно записан под 17 мая 1816 года. Здесь же и подробности. См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 70-71, и С. П. Писарева — Пам. кн. г. Смоленска, стр. 79.
Примечание.
125 - В дневнике Н. А. Мурзакевича под 20 января 1826 года записано: «Отпросился от хлопотливой должности эконома». См. Ист. г. Смоленска. Прил., стр. 76.
Примечание.
126 - 11 марта.
Поделиться ссылкой: