
Главный государственный архив, Штуттгарт.
Этот человек прожил долгую и насыщенную событиями жизнь.
Христиан Септимус фон Мартенс родился 19 августа 1793 года у датского королевского Генерального консула в Венеции Вильгельма Конрада фон Мартенса и его второй жены Маргариты фон Шелер в их поместье Мира Веккья седьмым сыном в семье, за что и получил свое второе имя.
В 1811 году Христиан последовал, как до этого его брат Карл, примеру их дяди генерала Георга фон Шелера и отправился на вюртембергскую королевскую военную службу. Незадолго до выступления в Русский поход Наполеона Мартенс 7 февраля 1812 был представлен к званию лейтенанта.
В этом чине молодой офицер в составе 1-й пехотной бригады 25-й Вюртембергской дивизии корпуса маршала Нея принял участие в походе Наполеона в Россию, пережил гибель Великой Армии.
Позже Мартенс активно участвовал в Саксонском походе (1813) и, уже обер-лейтенантом, в освободительных войнах (1814/15). Повышения до рангов майора и подполковника и высокие награды сопровождали дальнейшую военную карьеру Мартенса в Шлезвиг-Гольштейне и Бадене, и, в конце концов, снова в Вюртемберге.

Акварельный автопортрет.
Христиан фон Мартенс документировал походы и странствия в форме путевых заметок, которые он при этом часто иллюстрировал акварелями. Некоторым путешествиям соответствуют целые альбомы иллюстраций. Наряду с солдатской повседневной жизнью, военной униформой и битвами Мартенс запечатлел в своих работах ландшафты, виды городов, замки, церкви, руины, корабли и улицы.
Дневники наполеоновских походов 1812 и 1813 были опубликованы еще при жизни автора.
Во время больших странствий по Европе, Азии и северу Африки Мартенс изобразил бесчисленные виды городов в стиле наших современных почтовых открыток. Здесь Афины и Флоренция, Москва и Дели, Тунис, и небольшие городки и селения, такие как Гайльдорф, к слову, благодаря Мартенсу это его единственное известное изображение в XIX веке.
В его наследии также виды вюртембергских городов в большом формате — он рисовал Хайльбронн, Маркт-Грёнинген, Людвигсбург и Штутгарт.
Сокровищница иллюстраций Христиана фон Мартенса дремала под спудом долгие десятилетия. До тех пор, пока Главный государственный архив земли Баден-Вюртемберг не решился этот неповторимый фонд частично оцифровать и показать заинтересованной общественности.
Фрагмент записок Мартенса о Смоленском сражении цитирует П. Хольцхаузен.
Во многих работах Мартенса из Русского похода легко узнаются пейзажи и сюжеты двух других других его участников — немецких художников А. Адама и Х. В. Фабера дю Фора. Эти рисунки не являются копиями в прямом смысле слова и у них на обратной стороне имеются подписи "по Адаму" и "по Фаберу".
Акварель Мартенса "Перед Смоленском. 18 августа 1812 г." размещена на странице с рисунком Х. В. Фабера дю Фора "Перед Смоленском 18 августа 1812 года, 5 часов утра". См. здесь.
Акварель Мартенса "Смоленск. Утром. 19 августа 1812 г." размещена на странице с литографией А. Адама "Вид Смоленска с северной стороны 19 августа 1812 г." См. здесь
Портрет Х. С. фон Мартенса добавлен на страницу "Лица Смоленского сражения". См. здесь.
Использованы материалы:
https://de.wikipedia.org/wiki/Christian_von_Martens
Поделиться ссылкой:
Добавлена ссылка на акварель Мартенса "Смоленск. Утром. 19 августа 1812 г." (по Адаму).