Экземпляр литографии по этому рисунку имеется в Смоленском государственном музее-заповеднике.
Адам Альбрехт
Смоленск c северной стороны. 18 августа 1812 года
XIX век
Бумага, литография, акварель. 12,8 x 20 см
Часто в интернете можно встретить рисунок «Вид Смоленска с северной стороны», снабженный подписью: «Литография П. Лакруа по рисунку А. Адама». Почему-то в таких случаях возникает сомнение, уверен ли подписывающий, что размещает у себя на страничке фоторепродукцию именно Лакруа. То что это по рисунку Адама вопросов, конечно, не вызывает.
Оригинальное название данной работы, приведено в описании к экспонату, хранящемуся в Парижском Музее Армии (Paris, musée de l'Armée): Smolensk vu du côté du Nord, le 19 août 1812 (Вид Смоленска с северной стороны, 19 августа 1812). Указана принадлежность литографии к 96 планшету альбома «Voyage pittoresque et militaire de Willenberg en Russie jusqu'à Moscou fait en 1812, pris sur le terrain même», par Adam, Munich, Hermann et Barth, 1828.
Литография исполнена на бумаге, хранится в фонде эстампов, датирована 1827 годом. См. ссылку.
Счастливую возможность рассмотреть весь помянутый альбом из ста литографий Адама, изданный в Мюнхене в 1828 году, предоставляет Баварский музей армии в городе Ингольштадт (Bayerisches Armeenmuseum Ingolstadt).
С 30 апреля по 31 октября 2015 года в Новом замке Ингольштадта проходила Баварская государственная выставка-2015 «Наполеон и Бавария».
Выставка была юбилейная.
Через 200 лет после поражения Наполеона (1769─1821) при Ватерлоо в 1815 году, его окончательного отречения и ссылки на остров Святой Елены, пришло время рассказать историю военачальника и императора французов с точки зрения бывшего его союзника Баварии.
По сей день в Баварии смотрят на союз с Наполеоном со смешанными чувствами. С одной стороны, он привел к катастрофе. Вспомним тысячи баварских солдат, погибших в России в 1812 году. С другой стороны, для Баварии осуществлялась мечта о военном блеске и внешнеполитической значимости. Наполеон вел Баварию – иначе чем Пруссия – не к поражению, а к победе. Союз с императором французов принес Баварии корону, увеличенную территорию, в границах до сегодняшнего дня, и первую либеральную конституцию. Тогда начиналась современная Бавария – и "акушером" был Наполеон.
Выставка давно завершила работу, но еще открыт ее сайт (дата последней проверки 10.10.2016). На сайте выставки имеется раздел «Образы войны» (Bilder vom Krieg), в котором представлены фотокопии работ Альбрехта Адама и Христиана Вильгельма Фабера дю Фора.
Авторские права на оцифровку изображений принадлежат Баварскому музею армии Ингольштадт и сайт выставки запрещает их дальнейшее распространение.
Данный запрет устанавливает правообладатель. Копирование изображений для использования в коммерческих проектах требует согласования непосредственно в Bayerisches Armeenmuseum Ingolstadt.
Итак, работа А. Адама, о которой так долго говорится с самого начала текста, доступна к обозрению по адресу http://www.hdbg.de/napoleon/bilder-vom-kriege/napoleon_bilder-vom-kriege-01-097.php
Обратим также внимание и на другую картинку.
http://www.hdbg.de/napoleon/bilder-vom-kriege/napoleon_bilder-vom-kriege-01-098.php
Эта второе изображение встречается в интернете несколько реже, но чаще всего имеет то же название, что и первое — «Вид Смоленска с северной стороны».
На сайте баварской выставки оно ошибочно атрибутировано: «Перед Вязьмой 31 августа 1812 года» (Vor Wijazma 31. August 1812). Правда, если судить по квадратным скобкам, у авторов подписи она является предположительной. Трудно сказать, почему Вязьма, не будем гадать.
Если вы по какой-то причине еще не сложили вместе обе картинки, пора сделать это.
Перед нами панорама Смоленска, нарисованная с натуры 19 (7-го по старому стилю) августа 1812 года.
Она преднамеренно собрана без тщательной подгонки, чтобы было наглядней, где кончается одно изображение и начинается другое.
Нажмите на картинку для увеличения.
Не ищите здесь никакой сенсации, поскольку об этой панораме известно, по крайней мере, с 1832 г., с момента публикации и указания на то, что это два листа вида Смоленска с севера 19 августа 1812 года. В фонде Отдела ИЗО ГИМ это листы № 89a,б из тетради № 23 "Voyage pittoresque...".
Стоит напомнить, что Альбрехт Адам вернулся из России несколько раньше, чем остатки армии Наполеона, благодаря чему сумел сохранить более 300 эскизов, которые легли в основу его последующих произведений, в том числе 83 живописных работ на картоне (21x30 см; бумага, масло, гуашь) — 1815-1825 гг., сегодня Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Качественное изображение одной их этих работ "Die Schlacht bei Smolensk 18. August 1812" Государственный Эрмитаж разрешил использовать на сайте проекта "Смоленское сражение 1812 года на современной карте Яндекса".
См. здесь.
Адам изображает поход в Россию с точки зрения точного наблюдателя, который рассматривает развитие событий с интересом к деталям, к военной профессии в узком смысле.
В этой короткой цитате — ключ интереса к "панораме". Детали!
Смотрите оцифрованные работы на сайте выставки «Наполеон и Бавария», увеличивайте до максимума! Еще раз ссылки.
- http://www.hdbg.de/napoleon/bilder-vom-kriege/napoleon_bilder-vom-kriege-01-097.php
- http://www.hdbg.de/napoleon/bilder-vom-kriege/napoleon_bilder-vom-kriege-01-098.php
Это вам не мутная картинка из типографской книжки.
Да! И, конечно же, ссылка на точку на карте, с которой это рисовалось.
Метка на карте с войсками.
Замечание. В названии альбома литографий Адама в парижском Музее «…de Willenberg en Russie…» выглядит иначе чем в баварском Музее — «…de Willenberg en Prusse…».
Описание Смоленска, сделанное А. Адамом к его панораме.
Smolensk selbst, eine mit einer sehr großen und vielen kleinern Kirchen und schönen Bauten gezierte Stadt, gewährt einen höchst fremdartigen, interessanten Anblick. Es ist rings von einer starken, mit Schießscharten versehenen, durch viele feste Thürme verstärkten Mauer umgeben. Das Innere der Stadt hat etwas Heiteres und Reinliches. Gegen den Dnieper hin, der die Stadt von einer tiefer liegenden, großen Vorstadt trennt, senkt sie sich an einem Abhange hinab, den auch fruchtbare Obstgärten zieren. Die innere Stadt blieb bis auf wenige Häuser von dem Brande verschont, die große schöne Vorstadt aber jenseits des Dnieper wurde in einen Aschenhaufen verwandelt, dessen rauchende Trümmer wir den Tag nach der Einnahme der Stadt durchzogen.
Albrecht Adam: Aus dem Leben eines Schlachtenmalers, Stuttgart 1886
© Bayerisches Armeemuseum IngolstadtБаварская государственная выставка-2015 «Наполеон и Бавария»
Собственно Смоленск — город, украшенный одной очень большой и многими маленькими церквями и красивыми строениями, предоставлял взору весьма необычный, интересный вид. Он был окружен мощной, снабженной амбразурами, стеной, усиленной многими прочными башнями. Во внутренней части города было что-то ясное и чистое. Днепр разделил верхний город и расположенный напротив нижний большой пригород, который спускался по склону вниз, украшенный также обильно плодоносящими фруктовыми садами. Некоторые дома внутреннего города пожар пощадил, однако большой прекрасный пригород по ту сторону Днепра превратился в груду пепла, через его дымящие обломки мы проследовали на следующий день после занятия города.
Дополнение 18.11.2016
Журнал «Край Смоленский» №5 за 2014 год опубликовал литографии А. Адама на 2-й странице обложки в рубрике «Приближение».
В том же 2014 году как две части единого изображения обе литографии были опубликованы на с. 134-135 в книге издательства "Кучково поле".
Адам Альбрехт. Живописная картина военного похода 1812 года от Вилленберга в Пруссии до Москвы, совершенного в 1812 году, исполненная прямо на месте и литографированная Альбрехтом Адамом / Сост. А. М. Валькович; пер. с фр. А. А. Васильева. М.: Кучково поле, 2014
Поделиться ссылкой:
Дополнено переводом описания Смоленска от А. Адама.
Добавлены публикации "панорамы" в "Крае Смоленском" и книге от "Кучкова поля" в 2014 году.