Перейти к содержимому

Попа видишь? – Нет. – А он есть!

Сражение 5 (17) августа 1812 г. под Смоленском Многим любителям истории, особенно смоленской, знакома картина баварского художника XIX века Петера фон Хесса “Сражение 5 (17) августа 1812 г. под Смоленском”. Особенный интерес к ней возник к 200-летию Отечественной войны  1812 года.

Сражение 5 (17) августа 1812 г. под СмоленскомНу, как интерес — на очень многих сайтах все, кто писал о Смоленском сражении августа 1812 года, не преминули разместить эту картинку. Нужно быть  не нужно быть особенно внимательным (ненужное зачеркнуть), чтобы увидеть разницу между этими картинами.

Она заключается в фигуре священника в правом нижнем углу полотна.

А это полотно. При чем настоящее полотно работы Петера фон Хесса, масло-холст размером 234 х 356 см, находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. И на нем, как легко убедиться пройдя по ссылке, никакого батюшки не наблюдается. В чем же дело? Оказалось…

На этот вопрос у искусствоведов давно есть ответ, и он таков: картина с попом — это не Хесс, это копия, исполненная другим художником!

Наше Наследие / Борис Асварищ, «Третья комната военной живописи»

Все картины Хесса копировались для подарков дворянским собраниям городов, «при которых происходили» сражения, и для военных училищ учениками батального класса Академии художеств. Копия «Сражения под Смоленском» Б. Грейма, как и полагалось, буквально повторяла композицию Хесса. Сравнив копию с оригиналом, Николай I велел копиисту внести в последний «некоторые исправления» — закрыть нейтральным тоном фигуру священника, благословляющего беженцев, в правом нижнем углу.
<…>
Из примечаний к статье:
39. Получение копий было важным событием. В Смоленске в 1854 г. было устроено особое «Торжество по случаю Всемилостивейше пожалованного дворянству дара — картины сражение при Смоленске в 1812 году» (Смоленские губернские ведомости. 1854. № 12. Часть неофициальная; Памятная книжка Смоленской губернии на 1855 год. Смоленск, 1855. Часть 2. С.4).

40. Б. Б. Грейм (1828–1885) учился в Академии художеств с 1847 г. у Б. П. Виллевальде.

41. Копия не сохранилась, но известна по воспроизведениям в изданиях начала XX века. Записанная на эрмитажной картине фигура хорошо видна в инфракрасном свете.

Ссылка.

Приведем пример одного такого “издания начала XX века” —
«Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года». Альбом репродукций в красках по картинам известных художников с пояснительным текстом под редакцией И. Н. Божерянова. СПб.: Издание С. М. Прокудина-Горского, 1911   Ссылка.

В сети можно встретить объявление о продаже этого антикварного альбома.

Итак, картина “Сражение под Смоленском” создана в 1846 году. В 1847 году начал обучаться в Академии художеств копиист, которому император Николай I уже за неимением под руками самого Хесса доверил “замазать” фигуру священника на оригинальном полотне. Бесполезно гадать, был ли это просто каприз “глаза бы мои его не видели”.

petropavlovskaya_tsvetkov_smolstar2_p400-401Как бы то ни было, в соответствии с задуманным, в 1853 году Николай I подарил копию картины Смоленскому дворянскому депутатскому собранию. Ее черно-белый вид для нас по счастью сохранила фотография, опубликованная в историческом альманахе «Смоленская Старина», вып.2 – юбилейное издание 1912 г.  http://old-smolensk.ru/?p=18254.

Ввиду чрезвычайного сходства между оригиналом и копией картины, практически везде копию величают картиной Хесса. Не исключение и авторитетный интернет-проект «1812 год». Впрочем, здесь он добросовестно цитирует ошибку, допущенную задолго до него издателем открытки.

lith_henri_mikeshin“Изгнанный” царем с подлинника Петера фон Хесса, записанный Б. Греймом до состояния пустого крылечка, священник спустя годы обрел самостоятельность с легкой руки другого выпускника Академии художеств по классу батальной живописи под руководством того же Б. П. Виллевальде.

Рисунок, практически повторяющий нижний правый угол копии картины Хесса создал “наш Леонардо”1 М. О. Микешин. Чаще всего это изображение атрибутировано как  ”литография Г. Генри по оригиналу О. Микешина, конец XIX в.”, и с таким потерянным инициалом имени название копируется и множится в сети.

Но если очевидную опечатку понять легко, простить сложнее, то куда тяжелее смолянам принимать вольности горе-иллюстраторов. Впрочем, фантазии их невелики.
То смоленский сюжет переезжает в Подмосковье...
Примеры:

pozertvovanieТо вдруг наш смоленский поп начинает собирать пожертвования в Ивановской области.
Как на этом сайте поставить смайлик с выпученными глазами?

В завершение этого небольшого расследования о похождениях попа с полотна “профессора Гессе”, как его нередко называли в России в XIX, да и в XX веке тоже, возрадуемся за него (священника), одной своей ипостасью обитающего нынче в солнечной Италии в музее PER VIA города Пьеве-Тезино (PER VIA Museo Tesino delle Stampe e dell’Ambulantato).

per_via_tesino_2 per_via_tesino_1К сожалению, сайт музея организован так, что вытащить из него информацию об интересующем нас экспонате затруднительно. Судя по всему, на выставке была представлена литография из коллекции семьи Гауденци, наследников Джузеппе Дациаро, занимавшегося в XIX веке в Санкт-Петербурге издательским делом и специализировавшемся на продаже литографированных эстампов.

Чтобы увидеть картинку, нужно запастись терпением, пока она промелькнет в череде слайдов. Для нетерпеливых — копии компьютерного экрана. Вот она в центре экспозиции, прямо перед нами вторая слева.

Примечание.
Есть мнение, что Б. Асварищ несколько не точен в словах “благословляет беженцев”. Священник одним указующим перстом тычет в небо. Это похоже на символ того, что на всё воля божья. Может быть, именно это не понравилось монарху?

Дополнение 10.11.2016
По информации сотрудника ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» в запасниках музея хранится копия "Смоленского сражения" Хесса работы Б. Грейма.
Та самая, из Смоленского дворянского депутатского собрания!
Состояние картины плачевное, но она стоит в планах музея на реставрацию.

1 - Сказано на траурном митинге памяти Микешина его современником, художником Л. О. Пастернаком. — Прославленные земляки / roslavl.ru

Тоже на «Старом Смоленске».

 
 

Поделиться ссылкой:

 

Попа видишь? – Нет. – А он есть!: 6 комментариев

    1. Сергей

      Даже два раза КЛАСС! Скорее бы денег на реставрацию дали. А то вдруг до следующего юбилея не доживет.

    1. Панас Смолянин

      Ну как же, этакая фигура с воздетым вверх перстом - то исчезает, то опять появляется ... 🙂

  1. Смоленск1812

    Сделано важное дополнение о копии работы Б. Грейма.

Добавить комментарий для Панас Смолянин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх